Что таит в себе пустыня?

Академик А. Е. Ферсман. Моя последняя Каракумсжая экспедиция

По ровному месту автомобиль, увязая в песке, все же медленно движется вперед, но каждое малозаметное повышение в рельефе нам приходится брать штурмом. Машина при подъеме начинает буксовать, врезаясь колесами в песок. Мы быстро соскакиваем на раскаленный песок, стаскиваем с кузова специально приготовленные бревна (шалмакы) и подкладываем их под задние колеса. С ревом грузовик взбирается на эти бревна, проходит по ним, как по рельсам, метра три и... опять увязает в песке. Снова идут в ход шалманы. Так мы бежим рядом с машиной иногда по целому километру.

Кто из каракумских работников не знает шалманов! Кто из нас не раз проклинал их, когда без сил ложился на песок, жадно глотая воздух, и кто не раз хвалил те же шалманы, которые многократно выручали и спасали машины, казалось безнадежно застрявшие в песке!

Но вот трудный участок пути пройден. Останавливаемся. В радиаторах кипит вода. Люди, пробежавшие километровую дистанцию с бревном в руках под нестерпимо пекущим солнцем, увязая ногами в раскаленном до 70° песке, в изнеможении валятся в тень машины.

Лежим молча, затем встаем и через резиновую трубку тянем из бочки теплую, как парное молоко, воду.

Снова взбираемся на машины, обжигая руки о металлические части. Незаметно проскакиваем твердые и розные, как паркет, глинистые такыры. Это время нам кажется мгновением, и мы, не успев отдохнуть, на подъеме опять бежим рядом с машиной, подбрасывая под нее шалманы.

В конце второго дня истощается наш трехдневный запас воды. Машины при такой сильной жаре и тяжелом пути испытывали чрезмерную «жажду». В радиаторы влили последнюю влагу, а ее остатками девять человек прополоскали рты.

— До колодца Игды еще десять километров,— говорит проводник.

С трудом, часто останавливаясь, преодолеваем еще пять километров. Наконец спускаемся в русло Узбоя. Из радиаторов идет пар. Вода кончилась. Хорошо что это случилось в пяти, а не в 20 километрах от колодца.

Добровольцы отправляются за водой. Эти последние несколько километров, несмотря на усталость, идем быстро, чуть на бегом: впереди вода. Вот и долгожданный колодец.

Все стоят вокруг проводника. Он сам достает ведро воды и торжественно разливает бодрящую жидкость в пригоршни участников экспедиции. Мы глотаем с грязных, немытых рук прохладную, освежающую воду. Лишь утолив первую жажду, мы чувствуем, что вода далеко не так уж хороша: она пахнет тухлыми яйцами. Последним напился старик проводник и сразу заторопился обратно к машинам:

— Там тоже люди хотят пить. Захватив два ведра воды, идем к машинам. Наступает теплая звездная ночь.

Мне пришлось еще раз повторить этот маршрут и вывести автомашины из песков в Кизыл-Арзат, чтобы захватить остальное снаряжение и. приехавшего из Ашхабада начальника нашего отряда В. Н. Кунина, всю свою жизнь занимавшегося изучением пустыни Каракумы и ее водных ресурсов.

Обратный путь был легче, но все же мы порядком измучились. Второй раз из Кизыл-Арвата в Игды прошли обходным западным вариантом через Джебел, минуя пески. Это было гораздо дольше, но ведь машины не боятся расстояния, были бы грунты твердые.

В ауле Янкую мы пригласили старого туркмена Ходжу Мамеда

Оглавление

Copyright © Sitebook Company 2009

Иллюстрации

01

02

01

02